Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы на современном этапе развития общества играет огромную роль в вопросах экологии и окружающе й среды.
Экологическое право - это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, рационального использования и улучшения окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности.
Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере взаимодействия человека и природы. Экологические правоотношения - это вид общественных отношений, возникающих в сфере взаимодействия человека и природы и регулируемых нормами экологического права.
Существуют две группы таких отношений:
1. отраслевая специфика.
2. Комплексная специфика.
Глава 1 Общая характеристика экологического права
1.1 Принципы экологического права
Принципы экологического права понимаются как принципиально важные идеи и положения, лежащие в основе построения и функционирования отдельных институтов и всего экологического права. В наиболее развернутом и концентрированном виде основные принципы экологического права определены и закреплены в Федеральном законе "Об окружающей среде". Они фактически отождествляются с принципами охраны окружающей среды.
1.2 Источники экологического права
Правовая доктрина относит к источникам экологического права нормативные акты, принятые уполномоченными государственными органами в установленной форме и порядке, содержащие общеобязательную волю законодателя в области природопользования. Иными словами, это официальная форма выражения и закрепления норм экологического права.
Источники экологического права обладают всеми характеристиками, которые характерны для источников права, но они также имеют и свои особенности [3].
Так, исходя из того, что законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также водное, лесное и земельное законодательство отнесены Конституцией Российской Федерации как к предметам компетенции Российской Федерации, так и к предметам компетенции ее субъектов, нормы, составляющие институт источников экологического права, устанавливаются на двух уровнях – федеральном и региональном [3].
1.3 Субъекты и объекты экологического права
В юридической литературе объектом правоотношений является благо, на которое эти правоотношения направлены [3]. В экологических правоотношениях выделяют два основных вида таких льгот:
Объекты природы. Они могут выступать как целостные природные объекты, их элементы, природные комплексы, так и вся окружающая среда.
Порядок использования и охраны этих природных объектов.
Для объектов природы как объектов экологических правоотношений существуют два основных свойства, влияющих на содержание этих правоотношений:
Естественное происхождение природных объектов порождает такие виды экологических правоотношений, которые не присущи правоотношениям других отраслей права, например, как отношения по мониторингу, по ведению инвентаризации объектов животного мира и др.;
Экологические правоотношения непосредственно затрагиваются объективными законами природы. Например, субъекты экологических правоотношений, осуществляющие свою хозяйственную деятельность и размещающие производственные объекты, обязаны осуществлять контроль за сохранностью миграционных путей диких животных [3].
Природные объекты, как объекты экологического права, можно разделить на три вида:
Основные типы природных объектов, обладающих свойствами однородности: дикая фауна, леса, суша, недра, вода. В силу однородных свойств этих природных объектов, а также однородных отношений, которые складываются вокруг этих объектов, экологические правоотношения подразделяются на лесно-правовые, водно-правовые, земельно-правовые и др. Использование и охрана таких природных объектов регулируется систематически [6].
Природные комплексы, включающие в себя различные типы и элементы вышеперечисленных природных объектов. В силу сложного характера такие правоотношения носят достаточно специфический характер. К ним относятся правоотношения по использованию и охране лесных земель, правоотношения, складывающиеся в отношении природоохранных комплексов [6].
1.4 Предмет и методы экологического права
Одной из основных функций (сфер деятельности) современного демократического правового государства является экологическая функция, или функция обеспечения эффективного и рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Общество в равной степени заинтересовано в оптимальном и комплексном решении ряда наиболее значимых проблем, касающихся природы и ее ресурсов [13].
Таким образом, экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность соответствующих уполномоченных субъектов по распоряжению природными ресурсами в интересах общества, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных объектов в целях предотвращения их истощения, защиту окружающей среды от деградации, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Данная функция осуществляется путем принятия и реализации соответствующих правовых актов, содержащих различные нормы права. Предмет и метод правового регулирования служат средством отличения одной отрасли права от другой, критерием их индивидуализации. В то же время субъект правового регулирования является особым системообразующим фактором отрасли права [13].
Предмет правового регулирования определяется как совокупность общественных отношений определенного типа (качественно однородных отношений общей собственности), которые регулируются правовым регулированием данной отрасли права [13].
Предметом экологического права является совокупность общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, посредством которых обеспечивается взаимосвязь общества и природы как целостной системы.
Общественные отношения, регулируемые экологическим правом, носят волевой характер, так как их возникновение, изменение и прекращение связаны с соответствующим волеизъявлением людей. Эти отношения не однородны по своей направленности и содержанию и могут возникать в различных сферах жизни и деятельности государства и общества, поскольку экологическое право выполняет две основные функции — регулирующую и охранительную [13].
Предмет экологического права образуют следующие группы общественных отношений:
1.Обеспечение экологической безопасности (экологического благополучия) населения, экологических прав и интересов граждан и населения.
2.Сохранение, улучшение и улучшение качества природной среды.
3.Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды.
4.Право собственности на природные ресурсы [13].
5.Реализация экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды (плата за пользование природными ресурсами, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, порядок формирования и расходования средств экологических фондов и фондов экологического страхования) [13].
6.Росстановление (воспроизводство) природных ресурсов (земель, лесов, вод, объектов животного и растительного мира).
7.Предотвращение возможных вредных последствий хозяйственной и иной деятельности (оценка воздействия на окружающую среду, оценка воздействия на окружающую среду, экологический аудит).
8.Применение мер юридической ответственности в связи с совершением экологических правонарушений.
9.Создание и организация особо охраняемых природных территорий и объектов (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заповедников, памятников природы).
Значительную долю отношений, входящих в предмет экологической морали, составляют отношения, регулируемые эколого-правовыми нормами по защите окружающей среды от физических воздействий (шума, вибрации, электромагнитных полей) [13].
Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:
- переселение и гибридизацию объектов животного и растительного мира;
-биотехнологии;
-проникновение микроорганизмов в окружающую среду;
-предупреждение эпизоотий и борьбу с ними.
Глава 2 Практическое применение норм экологического права
2.1 Статистика обращений в суд в 2019-2020 годах
В прошлом году поступило 1609 жалоб на нарушения права на благоприятную окружающую среду и использование природных ресурсов, в том числе 139 коллективных жалоб. Уже в этом году поступило около 300 таких обращений.
Данная тема экологии очень волнует каждого гражданина РФ и что каждый хотя бы раз в жизни задумывался о мире, в котором живет. Каким воздухом я дышу? Насколько чиста вода, которую пьют мои дети? Загрязняют ли почву отходы соседнего завода? Как сохранить леса и дикую природу для будущих поколений? Эти и многие другие вопросы задают все больше и больше людей по всему миру. Сегодня люди предъявляют высокие требования к вопросам экологической безопасности, и это неудивительно.
Право на благоприятную окружающую среду является одним из конституционных прав. Его соблюдение тесно связано с охраной жизни и здоровья человека. А устойчивое развитие экономики и социальной сферы возможно только при бережном отношении к природе и экологии не только отдельной территории, но и планеты в целом.
За последние десятилетия наша страна осознала необходимость перехода от ускоренного освоения природных ресурсов к их сохранению и ответственному отношению к природе. Однако во многих российских регионах сложившаяся экологическая ситуация вызывает обоснованные опасения жителей.
Граждане обеспокоены проблемой загрязнения воздуха или угрозой такого загрязнения. К сожалению, промышленные предприятия иногда игнорируют требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а контрольно-надзорные органы не проявляют добросовестности в этих вопросах.
Частично решить эту проблему помогло бы установление квот на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Кроме того, важной составляющей в области охраны атмосферного воздуха является обеспечение прозрачности, полноты и достоверности информации о его состоянии и загрязнении.
Второй и, пожалуй, самый болезненный для граждан вопрос в области экологии-это ситуация с коммунальными отходами. В 2018 году количество жалоб, связанных с утилизацией промышленных и бытовых отходов, выросло почти в 2 раза (на 47%).
К сожалению, наша страна входит в тройку мировых лидеров по скорости и площади утраты девственных лесов. Началом планомерного, поэтапного решения проблемы должна стать реализация Указа Президента РФ от 14 января 2019 года, который поможет сформировать комплексную систему обращения с отходами, в том числе их оптимального захоронения.
Ещё одной серьезной задачей в области экологии является сохранение и восстановление лесного фонда. Разрушение и хищническая вырубка лесов является второй по значимости причиной изменения климата на планете после сжигания ископаемых видов топлива, и следствием этого являются разрушительные пожары, вызывающие тревогу у всего международного сообщества.
Российская Федерация - одна из главных лесных держав мира: 45% ее площади покрыто лесами, а это пятая часть всего запаса планеты. Но, к сожалению, по данным Всемирного фонда дикой природы, наша страна входит в тройку мировых лидеров по скорости и площади утраты девственных лесов.
Настоящей бедой для России были лесные пожары. По данным Счетной палаты, за последние 3 года количество лесных пожаров увеличилось на 12%, а площадь, охваченная огнем,-в 3 раза. Режим ЧС введен в 4 субъектах Российской Федерации: на всей территории Иркутской области и Красноярского края, в двух районах Бурятии и одном районе Якутии.
Помимо прямых экономических потерь, пожары наносят огромный ущерб биоразнообразию: смертоносная стихия уничтожает места обитания ценных и редких видов животных и растений. Огонь и дым представляют угрозу для жизни и наносят значительный вред здоровью человека. Леса не зря называют "легкими планеты", ведь они обеспечивают кислородом все живое, но сжигание лесов, вместо того чтобы компенсировать выбросы парниковых газов, увеличивает их содержание в атмосфере.
2.2 Анализ динамики изменений обращений в суд районный Чкаловский суд города Екатеринбурга
Подземные озера дизельного топлива, загрязненный воздух, свалки с крысами и паразитами, отравленная почва - экологическое состояние города не идеальное, но и "не катастрофа". В то же время многие вещи скрыты от жителей.
Поэтому обращений в Чкаловский районный суд в 2020 году по сравнению с 2019 стало на 32% больше. Если в 2019 году было подано 1459 заявлений, то в 2020 уже 1919 заявлений от граждан.
Официальные документы, описывающие экологическое состояние Екатеринбурга и его окрестностей, показывают мнения экологов и городских властей, чтобы понять, чем дышат жители уральского мегаполиса, какую воду они пьют, а также где расположены относительно благополучные районы, а где жить не рекомендуется.
Диоксид азота. Очень токсичен. Даже в малых концентрациях он раздражает дыхательные пути, а в больших-вызывает отек легких. Он в основном поражает дыхательные пути и легкие, а также вызывает изменения в составе крови, в частности, снижает содержание гемоглобина. Снижает сопротивляемость болезням, вызывает кислородное голодание тканей, особенно у детей. Усиливает действие канцерогенных веществ, способствующих возникновению злокачественных новообразований. Оксиды азота, выходящие в атмосферу, могут вызвать кислотные дожди. Выбросы оксидов азота с химических заводов или из выхлопных труб автомобилей получили прозвище "лисий хвост" - из-за оранжево-коричневого цвета. При низких температурах диоксид азота становится бесцветным.
Следует отметить, что в перечень предприятий-основных загрязнителей воздуха региона входят только пять предприятий, работающих в Екатеринбурге и городах - спутниках: "Уралэлектромедь "в 2019 году выбросила в атмосферу 600 тонн загрязняющих веществ, серебро и бронза на ЕМУП "Спецавтобаза" (Широкореченский полигон-4,6 тыс. тонн, Северный полигон - 2,5 тыс. тонн). Последние очереди-на Уральском заводе РТИ (0,4 тыс. тонн) и Уралмашзаводе с 0,2 тыс. тонн вредных выбросов. Для сравнения, наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха региона внес Нижнетагильский металлургический завод (ЕВРАЗ НТМК) с показателем 78,8 тыс. тонн.
Выводы
Экологическое право-это особое комплексное образование [1], представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы [2].
В данной курсовой работе был рассмотрены – в настоящем закона установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1.Анисимов А. П. Экологическое право. М.: Юрайт, Юрайт, 2017. - 182 с.
2. Бандарин Л. Е. Экологическое право. М.: Вельби, 2016. - 183 с.
3. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права. М.: Юрайт, 2018. - 146 с.
4. Боголюбов С. А. Экологическое право. М.: Высшее образование, 2018. - 290 с.
5. Пинчук М. М. Экологическое право. М.: Городец, 2016. - 131 с.
6. Дмитренко А. В. Экологическое право. М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2017. - 256 с.
7. Дубовик О. Л. Экологическое право. М.: Проспект, ТК Вельби, 2018. - 231 с.
8. Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2017. - 149 с.
9. Дубовик О. Л. Современное экологическое право в России и за рубежом. М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2018. - 222 с.
10. Ерофеев Б. В. Экологическое право. М.: Форум, 2018. - 271 с.
11. Ерофеев Б. В. Экологическое право. М.: Юриспруденция, 2016. - 114 с.
12. Исмаилова Е. Ю. Практикум по курсу Экологическое право. М.: Юринфор-МГУ, 2018. - 208 с.
13. Крассов О. И. Экологическое право. М.: Норма, 2017. - 259 с.
14. Кулакова, О. С. Шпаргалка по экологическому праву. М.: Аллель-2000, 2015. - 146 с.
15. Мисник Г. А. Экологическое право. М.: Дашков и Ко, 2016. - 176 с.
16. Мягкова Е. Л. Шпаргалка по экологическому праву / Е. Л. Мягкова. - М.: Аллель, 2018. - 250 с.
17. Потапова А. А. Шпаргалка по экологическому праву. М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2017. - 126 с.
18. Пуряева А. Ю. Экологическое право. М.: Юстицинформ, 2017. - 231